Министр финансов Тульской области Владимир Юдин в интервью главному редактору журнала «Бюджет» рассказал о работе, проводимой его ведомством по развитию регионального электронного бюджета в части внедрения элементов программно-целевого управления. По его словам, основное внимание уделяется настройке интеграции государственных программ с документами бюджетного процесса и закупочной деятельности на всех этапах финансового года.
– В условиях текущей экономической ситуации все большую значимость приобретает программно-целевое управление, – заявил Владимир Юдин. – При внедрении элементов такого управления в первую очередь необходимо соответствовать требованиям законодательства, поэтому мы постоянно ведём работу по адаптации, усовершенствованию методологии исполнения и технологии автоматизации бюджетного процесса Тульской области.Знаковым событием прошедшего финансового года в Тульской области стало внедрение в бюджетный процесс государственных программ: для нас это новое направление развития системы управления общественными финансами «Региональный электронный бюджет». Так, например, мы улучшили взаимодействие с министерством экономического развития Тульской области, тесно увязав процессы планирования бюджета и формирования государственных программ.Бюджетные средства должны планироваться на реализацию мероприятий государственных программ, поэтому на первом этапе ГРБС формируют свои программы в соответствии со стратегией социально-экономического развития Тульской области, а министерство экономического развития региона эти программы согласовывает.После формирования государственных программ начинается процесс планирования бюджета на их исполнение. Здесь мы также придерживаемся законодательства, в том числе в части требований к интеграции с процессами закупочной деятельности: начиная с 2016 года закупки должны планироваться как обеспечение реализации мероприятий государственных программ. Для этого мы определили схему интеграции регионального электронного бюджета с Региональной контрактной системой, в которой заказчики должны относить все свои закупки на конкретное мероприятие государственной программы. При этом, планируя закупки, заказчики увидят, какие ожидаемые результаты запланированы по мероприятию, и это, безусловно, поможет им определиться с объёмами закупок.Для министерства финансов Тульской области такие планы закупок ГРБС – это в том числе и непосредственное обоснование объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации государственных программ.Мы придерживаемся концепции, в которой план закупок и проект бюджета должны быть непрерывно связаны между собой на всех этапах бюджетного процесса. Такой подход позволяет на этапе планирования бюджета в любой момент проконтролировать планы закупок на предусмотренные бюджетные ассигнования. В свою очередь, после утверждения Закона о бюджете государственным заказчикам будет намного проще оперативно утвердить свои планы закупок.Нельзя забывать, что бюджет, государственные программы и планы закупок – документы не статичные, они постоянно меняются. Поэтому и на этапе исполнения бюджета должен быть постоянный контроль. Во-первых, речь идёт о контрактуемых статьях, чтобы не получилось так, что государственный заказчик вышел на закупку, а средств для её проведения недостаточно. Во-вторых, мы также планируем контролировать, все ли ресурсы обеспечены для своевременной реализации мероприятий государственных программ. Для этого по каждому мероприятию мы планируем определить контрольные события, например:запланированы ли закупки по всем контрактуемым статьям, финансирующим мероприятия государственных программ?определены ли поставщики?в срок ли исполнены контракты?Эту информацию, необходимую для оперативной аналитики обеспеченности мероприятий государственных программ, мы планируем получать автоматически в рамках интеграции с Региональной контрактной системой.Аналитике мы уделяем особое внимание. Так, в 2015 году в региональной контрактной системе Тульской области была внедрена подсистема оценки эффективности процессов планирования, размещения заказов, исполнения государственных контрактов. Мы рассчитываем, что она повысит оперативность и объективность оценки деятельности участников процесса закупок, а также позволит проводить структурный анализ процесса закупок, в том числе планируемые и уже опубликованные закупки в разрезе государственных программ.К сожалению, в связи с тем, что в 2015 году бюджетные учреждения для указания финансового обеспечения закупок использовали только код классификации операций сектора государственного управления, большую часть закупок нельзя было соотнести с мероприятием той или иной государственной программы. Но переход в 2016 году к планированию закупок в разрезе мероприятий государственных программ коренным образом изменил существующую ситуацию - мы можем оперативно отслеживать и анализировать выполнение мероприятий государственных программ в части осуществления закупок.Таким образом, в результате полномасштабного применения методов программно-целевого управления мы планируем к концу 2016 года выстроить эффективную систему управления, направленную на повышение уровня и качества жизни населения Тульской области, и достижение целей социально-экономического развития региона, – рассказал Владимир Юдин.